Размер текста:
A
A
A
Размер масштаба:

Обычная версия

О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Закон Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 17 августа 2019 года
Одобрен Сенатом 23 августа 2019 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Статья 2. Законодательство о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Законодательство о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, то применяются правила международного договора.

 Комментарий LexUz

См. Конституция Республики Узбекистан, Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (18 декабря 1979 г., Нью-Йорк).

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

временные специальные меры по обеспечению реализации гендерной политики — меры правового, организационного и институционального характера, принимаемые государственными органами для устранения неравенства полов, достижения конкретных целей по обеспечению фактического или основополагающего равенства женщин и мужчин;

гендер — социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;

гендерная статистика — часть государственной статистики, включающая дезагрегированные по признаку пола данные о положении женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества, отражающая соответствующее положение лиц разного пола во всех сферах социально-политической жизни, освещающая гендерные проблемы и отношения в обществе;

гендерно-правовая экспертиза — анализ нормативно-правовых актов и их проектов на предмет соответствия принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

прямая дискриминация по признаку пола — любое различие, исключение или ограничение, которые направлены на непризнание за женщинами и мужчинами их прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе дискриминация по причине семейного положения, беременности, семейных обязанностей, а также сексуальное домогательство, разная оплата за равный труд и квалификацию;

косвенная дискриминация по признаку пола — создание ситуации, положения или критериев, ставящих лиц одного пола в менее благоприятное положение по сравнению с лицами другого пола, в том числе пропаганда гендерного неравенства через средства массовой информации, образование, культуру, установление условий или требований, которые могут повлечь негативные последствия для лиц определенного пола.

 Комментарий LexUz

См. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2020 года № 192 «Об утверждении Положения о порядке проведения гендерно-правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов».

Статья 4. Основные принципы обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Основными принципами обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин являются:

законность;

демократизм;

равноправие женщин и мужчин;

недопустимость дискриминации по признаку пола;

открытость и прозрачность.

Статья 5. Недопущение дискриминации по признаку пола

Женщины и мужчины имеют гарантированные государством равные права и возможности.

Не является дискриминацией по признаку пола:

установление различий в регулировании отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания;

призыв на срочную военную службу в порядке, установленном законом;

принятие на основе настоящего Закона временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики;

особенности охраны труда женщин и мужчин, связанные с охраной их репродуктивного здоровья;

предоставление рекомендаций к профессиональной квалификации, основанных на возможностях выполнения обязанностей только лицами определенного пола;

установление различий в регулировании порядка и условий содержания в местах содержания под стражей, исполнения наказания и иных мер правового воздействия;

позитивные меры, направленные на укрепление социального статуса женщин в обществе, обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

 Комментарий LexUz

См. Статью 46 Конституции Республики Узбекистан

Статья 6. Гарантии обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Государство гарантирует женщинам и мужчинам равноправие при осуществлении личных, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Государство гарантирует женщинам и мужчинам равное участие в управлении делами общества и государства, избирательном процессе, обеспечение равных прав и возможностей в сфере охраны здоровья, образования, науки, культуры, труда и социальной защиты, а также в иных сферах государственной и общественной жизни.

В целях достижения фактического равенства между женщинами и мужчинами, расширения их участия во всех сферах жизни общества, устранения и предотвращения прямой и косвенной дискриминации по признаку пола государством принимаются временные специальные меры по обеспечению реализации гендерной политики.

 Комментарий LexUz

См. Статью 19 Конституции Республики Узбекистан, Статью 2 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан», часть первую статьи 6 Трудового кодекса, статью 2 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

Статья 7. Гендерно-правовая экспертиза

Гендерно-правовая экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов проводится государственными органами и иными организациями по соответствующим направлениям деятельности.

В случае установления несоответствия нормативно-правового акта или его проекта принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин заключение гендерно-правовой экспертизы направляется на рассмотрение в орган, разработавший или принявший данный нормативно-правовой акт.

Гендерно-правовая экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов направлена на:

выявление несоответствия нормативно-правового акта или его проекта принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин, создающего возможность прямой и косвенной дискриминации по признаку пола;

общую оценку последствий принятия проекта нормативно-правового акта, создающего возможность прямой и косвенной дискриминации по признаку пола;

выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;

разработку рекомендаций, направленных на устранение выявленных норм, допускающих прямую или косвенную дискриминацию по признаку пола.

 Комментарий LexUz

См. Положение о порядке проведения гендерно-правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 2020 года № 192.

Статья 8. Формирование гендерной статистики

Органы государственной статистики осуществляют сбор, обработку, накопление, хранение, анализ и публикацию статистической информации, отражающей положение женщин и мужчин во всех сферах жизни общества на основе гендерных показателей.

Формирование гендерных показателей основывается на:

государственных статистических наблюдениях, осуществляемых органами государственной статистики;

административных данных органов государственного управления;

статистических наблюдениях, систематически осуществляемых органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах.

Гендерные показатели могут быть также сформированы на основе статистических данных органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

Глава 2. Регулирование сферы обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Статья 9. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин являются:

формирование и совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере;

разработка и реализация государственных программ, национальных планов действий и стратегий в данной сфере;

формирование культуры равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

обеспечение равного участия женщин и мужчин в управлении делами общества и государства;

обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин в совмещении трудовых и семейных обязанностей;

социальная защита и поддержка семьи, детства, формирование ответственного материнства и отцовства;

защита общества от информации, направленной на прямую и косвенную дискриминацию по признаку пола;

привлечение органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества к разработке и реализации государственных программ, национальных планов действий и стратегий в данной сфере;

финансирование мер по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством;

развитие эффективного сотрудничества на национальном, региональном и международном уровнях в целях достижения равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Статья 10. Государственное управление в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Государственное управление в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Комиссией по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан, а также государственными органами в пределах своих полномочий.

Статья 11. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;

обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и выделение необходимых средств на их финансирование;

обеспечивает взаимодействие органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

устанавливает временные специальные меры по обеспечению реализации гендерной политики.

Статья 12. Полномочия Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан

Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан:

реализует единую государственную политику в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

осуществляет меры по достижению фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;

участвует в разработке и реализации государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

принимает меры по совершенствованию системы социально-правовой поддержки женщин, защиты материнства, отцовства и детства, повышению общественной и социально-политической активности женщин наравне с мужчинами;

разрабатывает предложения по созданию специальных учреждений по защите прав и оказанию помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в связи с прямой или косвенной дискриминацией по признаку пола;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по принятию временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики и их отмене;

содействует обеспечению принципа недопустимости дискриминации по признаку пола при продвижении на руководящие государственные должности;

координирует деятельность государственных органов, направленную на достижение равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;

проводит мониторинг и анализ ситуации в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также разрабатывает предложения по предотвращению и устранению фактов прямой или косвенной дискриминации по признаку пола;

взаимодействует с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества по проведению образовательных, информационно-просветительских мероприятий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

осуществляет контроль за исполнением законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

организует обучение по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

осуществляет прием, рассмотрение и анализ обращений физических и юридических лиц по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

ежегодно представляет информацию о положении дел в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин в Олий Мажлис Республики Узбекистан;

осуществляет организацию научных исследований в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;

осуществляет сотрудничество с международными организациями, соответствующими органами зарубежных стран в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и соблюдения международных стандартов в этой сфере.

Статья 13. Полномочия государственных органов в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Государственные органы в пределах своих полномочий:

принимают меры по реализации государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

участвуют в разработке и реализации государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

обеспечивают регулярный сбор и анализ статистических данных и информации о случаях, которые могут привести к прямой и косвенной дискриминации по признаку пола;

рассматривают обращения физических и юридических лиц по поводу нарушения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и принимают меры по их восстановлению;

принимают соответствующие меры и содействуют совершенствованию системы профессиональной подготовки кадров по вопросам обеспечения равенства женщин и мужчин;

принимают соответствующие меры и содействуют повышению уровня культуры и информированности граждан по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

развивают сотрудничество с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в целях их активного вовлечения в реализацию государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

создают условия для совмещения женщинами и мужчинами профессиональных и семейных обязанностей, в том числе путем предоставления отпуска по уходу за ребенком обоим родителям;

принимают временные специальные меры по обеспечению реализации гендерной политики и отменяют их;

развивают сотрудничество с частным сектором для продвижения равенства женщин и мужчин на рынке труда, обучения и создания условий для трудоустройства.

В государственных органах определяется уполномоченное должностное лицо по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин (далее — уполномоченное лицо). Выполнение обязанностей уполномоченного лица возлагается на одного из заместителей руководителя государственного органа.

Руководители государственных органов могут создавать консультативно-совещательные органы по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин с участием представителей субъектов предпринимательства, а также органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

Статья 14. Полномочия уполномоченного лица в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин в государственных органах

Уполномоченное лицо:

обеспечивает соблюдение принципов обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин в соответствующей сфере деятельности;

анализирует состояние обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин, изучает целесообразность применения временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики и вносит предложения об их применении;

осуществляет на постоянной основе информационную деятельность по ликвидации прямой и косвенной дискриминации по признаку пола в сотрудничестве с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества;

анализирует гендерные показатели в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

рассматривает, анализирует обращения физических и юридических лиц по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин и в случаях необходимости сообщает о них уполномоченным органам;

принимает меры по повышению профессионального уровня работников по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

принимает меры по устранению фактов проявления прямой и косвенной дискриминации по признаку пола.

Статья 15. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества:

принимают участие в реализации мер по совершенствованию системы социально-правовой поддержки женщин, защиты материнства, отцовства и детства, повышению социальной и общественно-политической активности женщин наравне с мужчинами;

содействуют реализации обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере занятости, включая организацию надомного труда, создание сети социальных служб для семей;

принимают участие в разработке и реализации решений государственных органов, государственных программ, национальных планов действий и стратегий в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

взаимодействуют на основе социального партнерства с государственными органами, средствами массовой информации, научными и образовательными учреждениями и другими организациями по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

осуществляют учебные, информационно-просветительские мероприятия, направленные на формирование культуры равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

участвуют в проведении гендерно-правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

содействуют государственным органам в проведении мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин;

содействуют защите прав лиц, подвергшихся прямой или косвенной дискриминации по признаку пола, в государственных органах и суде;

осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Глава 3. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере государственной службы

Статья 16. Обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере государственной службы

Гарантируется создание условий для участия лиц разного пола в управлении государством путем обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере государственной службы.

Государство принимает соответствующие меры по обеспечению женщинам возможности на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять государство на международном уровне и участвовать в работе международных организаций.

При принятии на государственную службу и в период ее прохождения не допускается прямая и косвенная дискриминация по признаку пола.

Равный доступ женщин и мужчин при принятии на государственную службу обеспечивается согласно квалификации и профессиональной подготовке.

Формирование кадрового резерва для замещения должностей государственных служащих, продвижение их по службе осуществляется с обеспечением равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Разрешается применение временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики на государственной службе с учетом категорий должностей служащих, предусматривающих установление системы квотирования на замещение должностей служащими одного пола. Квота вводится как временная мера и может быть отменена по мере достижения сбалансированного представительства женщин и мужчин в государственных органах.

При формировании кадрового резерва на должности руководителей государственных органов необходимо соблюдать равноправие женщин и мужчин.

Руководители государственных органов и соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равноправие при принятии женщин и мужчин на государственную службу в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Статья 17. Равный доступ женщин и мужчин к конкурсам на замещение должностей государственной службы

В конкурсе на замещение должностей государственной службы, в том числе руководящих, должен обеспечиваться равный доступ женщин и мужчин.

На кадровые службы государственных органов возлагается обязанность предоставления конкурсным комиссиям не только сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данных о соотношении числа работающих женщин и мужчин на соответствующих должностях государственной службы. Аналогичные сведения предоставляются кадровыми службами государственных органов при решении вопросов аттестации, продвижения по службе государственных служащих для принятия мер по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

 Комментарий LexUz

См. Статью 19 Конституции Республики Узбекистан, Статью 2 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан», часть первую статьи 6 Трудового кодекса, статью 2 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

Глава 4. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин при реализации избирательных прав

Статья 18. Обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин при реализации избирательных прав

Женщины и мужчины имеют равные права избирать и быть избранными в представительные органы власти.

При выдвижении от политических партий кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и местных Кенгашей народных депутатов обеспечиваются равные права и возможности для женщин и мужчин.

 Комментарий LexUz

См. Статью 32 Конституции Республики Узбекистан.

Статья 19. Обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин при формировании избирательных комиссий

При формировании состава Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, областных, районных, городских, окружных и участковых избирательных комиссий по выборам и проведению референдумов обеспечиваются равные права и возможности для женщин и мужчин.

Глава 5. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в экономической и социальной сферах

Статья 20. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в экономической сфере и предпринимательской деятельности

Государственные органы и руководители организаций независимо от форм собственности обязаны обеспечивать женщинам и мужчинам равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая движимое и недвижимое имущество, землю, финансовые активы, кредиты, общественные фонды, а также к свободно избранным видам предпринимательской деятельности.

Государство обеспечивает женщинам и мужчинам равные права и возможности в осуществлении предпринимательской деятельности.

Статья 21. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в трудовых отношениях

В целях реализации равных прав и возможностей для женщин и мужчин в трудовых отношениях работодатель обеспечивает:

равные возможности для женщин и мужчин при найме на работу;

равную заработную плату (вознаграждение) для женщин и мужчин, за равный труд и равный подход к оценке качества работы женщин и мужчин;

равные возможности при продвижении по службе, переподготовке и повышении квалификации;

равенство прав женщин и мужчин при прекращении трудового договора с работниками в связи с изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ, повлекших изменение численности (штата) работников или изменение характера работ, либо ликвидацией предприятия, учреждения и организации с предоставлением преимущественных прав, установленных законом;

внедрение и развитие практики социальной защиты и поддержки семьи, доступной для женщин и мужчин, имеющих детей, создание благоприятных условий труда для беременных и кормящих женщин;

безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение жизнедеятельности и здоровья женщин и мужчин, в том числе сохранение репродуктивной функции;

недопущение неприемлемого обращения, приводящего к унижению достоинства лиц в трудовых отношениях, или созданию дискриминирующих условий труда;

равные условия женщинам и мужчинам для совмещения трудовой деятельности, участия в общественной жизни с семейными обязанностями, в том числе посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми, предоставляющей возможности трудиться.

 Комментарий LexUz

См. Статью 40 Конституции Республики Узбекистан, См. статьи 46821, 83 и пункт «а» части первой статьи 88 Уголовного кодекса.

Статья 22. Гарантия равных прав и возможностей для женщин и мужчин в коллективных договорах и соглашениях

При коллективно-договорном регулировании трудовых отношений обязательно включение в коллективные договоры и соглашения положений, обеспечивающих равные права и возможности для женщин и мужчин, улучшение условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей.

Коллективные договоры и соглашения должны предусматривать:

возложение обязанностей обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин на уполномоченное лицо организаций и их структурных подразделений;

создание равных прав и возможностей для женщин и мужчин при приеме на работу и продвижении по службе;

устранение неравенства в оплате труда женщин и мужчин.

Статья 23. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере социальной защиты

Государственные органы, а также организации независимо от форм собственности и их должностные лица при осуществлении мер социальной защиты населения обязаны в равной степени учитывать права женщин и мужчин.

Женщины и мужчины имеют равный доступ к социальным льготам.

Статья 24. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере семейных отношений и воспитании детей

Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщины и мужчины имеют равные права и обязанности в сфере семейных отношений.

Равенство прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере семейных отношений основано на:

добровольности заключения брака женщины и мужчины;

недопущении принудительных и ранних браков;

равенстве личных и имущественных прав и обязанностей супругов;

разрешении внутрисемейных конфликтов по взаимному согласию;

равенстве прав и обязанностей женщин и мужчин в отношении домашнего труда;

равном участии в содержании, воспитании и образовании детей, обеспечении защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Родители имеют равные права на получение пособий по уходу за малолетними детьми, членами семьи с инвалидностью.

Оба родителя имеют право на оплачиваемый отпуск в связи с рождением ребенка. Продолжительность отпуска по уходу за ребенком может быть поделена между родителями по их усмотрению, причем родители могут использовать отпуск по частям.

 Комментарий LexUz

См. Статью 2 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

Статья 25. Гарантии равного отношения при выполнении домашнего труда

Домашний труд не может быть основанием для прямой или косвенной дискриминации по признаку пола, он осуществляется в равной степени женщинами и мужчинами.

Глава 6. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере образования, науки, культуры и здравоохранения

Статья 26. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере образования, науки и культуры

Государство обеспечивает создание равных возможностей для женщин и мужчин в реализации права на образование.

Государство гарантирует:

равные права и возможности для женщин и мужчин к доступу ко всем видам образования, переподготовки и повышения квалификации, к участию в осуществлении образовательного и научного процесса и доступу к культуре, культурным ценностям и наследию;

содействие гендерному просвещению граждан путем внедрения гендерной тематики в различные образовательные программы;

подготовку и публикацию учебной литературы, свободной от неверных представлений, основанных на идее превосходства одного из полов;

регулярный мониторинг учебных программ и учебников на соответствие принципу недопустимости дискриминации по признаку пола;

поощрение и всестороннюю поддержку информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения, по вопросам обеспечения реализации гендерной политики.

Уполномоченный орган в сфере образования обеспечивает проведение экспертизы образовательных программ, программ и планов образовательных учреждений на предмет их соответствия принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Образовательные программы высших образовательных учреждений и курсы повышения квалификации должны включать курс по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

 Комментарий LexUz

См. Статью 40 Конституции Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан «Об образовании».

Статья 27. Гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере здравоохранения

Государство гарантирует:

равные возможности для женщин и мужчин на осуществление своих прав в сфере здравоохранения, включая квалифицированное медицинское обслуживание, доступные медицинские услуги, планирование семьи и защиту репродуктивных прав;

реализацию стратегий и программ в сфере здравоохранения, учитывая разные потребности женщин, в особенности в период беременности, родов и послеродовой период, предоставляя женщине при необходимости бесплатные услуги, а также обеспечение соответствующим питанием в период беременности и кормления;

принятие инициатив в сфере медицинского образования, направленных на укрепление репродуктивного здоровья, предупреждение прямой и косвенной дискриминации по признаку пола;

содействие развитию научных исследований, учитывающих различия между женщинами и мужчинами в сфере здравоохранения.

 Комментарий LexUz

См. Статью 40 Конституции Республики Узбекистан, Статью 13 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан».

Глава 7. Заключительные положения

Статья 28. Обжалование фактов прямой или косвенной дискриминации по признаку пола

Лицо, если считает, что оно подверглось прямой или косвенной дискриминации по признаку пола, имеет право обратиться в уполномоченные органы или суд. При этом с лица, подвергшегося прямой или косвенной дискриминации по признаку пола, не взимается государственная пошлина.

При рассмотрении в судах дел о нарушении равноправия женщин и мужчин оплата юридических услуг, оказываемых со стороны адвокатов, покрывается по их желанию за счет государства в порядке, установленном законодательством.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин

Лица, виновные в нарушении законодательства о гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 30. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 31. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

г. Ташкент,

2 сентября 2019 г.,

№ ЗРУ-562